В нашем обществе сложилось негативное отношение к так называемым посредникам. Их винят в росте цен, в баснословных и неоправданных доходах и во многих других грехах.

Я же хочу сказать несколько слов в их защиту.

Кто такой посредник? Это предприниматель, который скупает у производителей их продукцию и продает потребителям. Типичный сельский посредник – это заготовитель, который ездит по аулам, закупает у сельчан молоко, мясо, шерсть, шкуры и т.д., привозит в город и продает их перерабатывающим предприятиям или рыночным торговцам.

Если кто-то считает, что этот бизнес легкий и приносит шальные деньги, то я приглашаю его самому попробовать вставать каждый день в жару и в холод до рассвета, объезжать несколько точек, принимать товар, торговаться за каждый тенге, везти груз за сотни километров в город, боясь, что он испортится в пути, продавать его, торгуясь за каждый тенге.

Попробуйте.

Следующее звено в цепи посредников – это рыночные торговцы. Кто это такие? Это те, кто каждый день спозаранку встречает у ворот рынка заготовителей и скупает у них привезенный ими из аулов товар, выкупает его на свой страх и риск, зная, что часть товара он сегодня не продаст, потом до самого вечера стоит за прилавком, улыбаясь покупателям, расхваливает свой товар, при этом зарабатывает артрит и застуживает почки от холодного пола.

Кто-то тоже думает, что этот труд легок и сладок? Попробуйте.

Все эти посредники возникли не зря. В них есть потребность. Практически ни один сельчанин, забив свою корову, не горит желанием вести ее за сотни километров в областной центр, стоять там весь день на ногах за прилавком, чтобы продать. Да и не всякий умеет продавать. Для торговли нужны совсем иные навыки, чем для взращивания и ухода за скотом. Поэтому крестьянин с удовольствием отдает свой товар прямо со двора посредникам. Так же и заготовители не хотят заниматься продажей на рынке.

Каждый специализируется на своем бизнесе и занимается им профессионально. Поэтому, если мы действительно уберем с рынка всех посредников, в первую очередь пострадают производители и потребители. Производителям некому будет сдавать свою продукцию и уже через несколько дней на прилавках возникнет дефицит. А дефицит неминуемо вызывает рост цен. Вот так всегда: боремся с ростом цен, а в результате получаем еще больший рост цен.

Всех нормальных добросовестных посредников, наоборот, надо поддерживать. Надо давать им кредиты на покупку скотовозов, молоковозов и другого оборудования. Надо давать им кредиты на оборотку для закупа сырья. Надо делать все, чтобы их было больше, чтобы они конкурировали друг с другом, «дрались» за клиентов. Только тогда их комиссионные снизятся, а продажа товара для любого крестьянина или сельчанина станет легким делом. Они начнут с удовольствием наращивать свое производство, а потребители будут всегда иметь свежую, качественную продукцию на прилавках.

Теперь поговорим о совсем другой категории людей – недобросовестные посредники. Это те, кто не дает сельчанам продавать свой товар другим заготовителям или кто стоит у ворот рынка и не дает заготовителям продавать товар другим торговцам.

Вот, кто наши настоящие враги. С ними надо бороться. По сути, такое препятствование чужой предпринимательской деятельности является противозаконным действием, и оно должно караться законом и общественным порицанием.

Ну и в заключение. Конечно, все, что я сказал выше, не отменяет главную работу по производству самой сельхозпродукции: молока на молочных фермах, мяса на откормочных площадках, овощей на полях, фруктов в садах и т.д. Посредники сами по себе нас не накормят и не напоят, они всего лишь кровеносные сосуды, соединяющие участников рынка.

Комментарии: 0